Поиск по каталогу

Поиск по каталогу

Радиочастотное воздействие на мягкое нёбо и носовые раковины, новый тренд в оториноларингологии

Доктор H.Beque, Aaist (Бельгия)

Оригинал статьи (en)

   В исследованиях хирургических методов с минимальным травматизмом тканей, многие доктора, физиологи и инженеры в ЛОР области всегда ищут оперативные техники, которые улучшают комфорт и безопасность, а также обеспечивают положительные исходы лечения для пациента. С момента появления радиочастотной технологии наблюдалось постоянное развитие и улучшение материалов и методов, которые сейчас в нашем распоряжении. Радиочастотное вмешательство стало довольно распространённой технологией в ЛОР практике, особенно для лечения храпа. Радиоволновая объёмная редукция тканей (RaVoR) известна как успешная и эффективная процедура с минимальным риском для пациентов с гипертрофией нижних носовых раковин и мягкого нёба и для пациентов, страдающих от храпа / синдрома обструктивного апноэ сна средней степени (СОАС)

Мягкое нёбо:

   Храп / СОАС средней степени обычно обусловлен выпиранием тканей в ротоглотку. В большинстве случаев храп не сильно тревожит пациентов, а в большей мере тревожит их партнёров. СОАС средней степени тяжести может вести к нарушению сна, дневной сонливости, повышению кровяного давления, плохому характеру и даже частичной потере слуха в высокочастотном диапазоне.

   Все эти симптомы могут вести к стрессированию пациента. Все наши пациенты с положительным анамнезом храпа и / или СОАС средней степени подвергались полному клиническому обследованию с применением гибкой эндоскопии носа, ротоглотки, гипофарингса и гортани. Только в случае положительного или подозрительного анамнеза на наличие апноэ, проводилась полисомнография. Храпящие пациенты и пациенты с СОАС которым не была показана CPAP терапия с пролабированием мягкого нёба отбирались для радиоволнового лечения. Критериями исключения были BMI > 30 и увеличение миндалин. Для вмешательства в нашей клинике применялся радиоволновой 4 MHz генератор CURIS (SUTTER, Германия) с применением короткой общей анестезии. При применении общей анестезии мы избегали дисфагии. Также не было необходимости в местной инфильтрационной анестезии.

   Эта короткая процедура позволяла избежать болевые ощущения у пациента, что увеличивало ее комфорт. Мы использовали многоразовый биполярный электрод для мягкого нёба в RaVoR режиме (в этом режиме Auto RF функция аппарата даёт уверенность, что подача энергии будет прекращена при полной коагуляции тканей) с дополнительным AudioFeedBack (акустический сигнал при уменьшении выходной энергии). Мощность выходной энергии варьировала в пределах 10 – 12 Ватт в зависимости от размеров мягкого нёба: чем больше мягкое нёбо, тем больше энергия. Производилось три вкола в ткань мягкого нёба (Рис.1).

Рис.1 Места введения биполярного электрода обозначены пунктиром (АРТ. 70 04 95)
Места введения биполярного электрода обозначены пунктиром

   Через несколько часов пациент мог покинуть клинику самостоятельно. При необходимости, прописывались пероральные обезболивающие средства на 1 неделю. Через день после вмешательства пациент мог вернуться к своему обычному образу жизни. Послеоперационный осмотр проводился через 1 и 6 недель после вмешательства, когда уже имелись и клинические и анамнестические данные.

Носовые раковины:

   У многих пациентов имеется удлинение нижних носовых раковин, не поддающееся консервативной медикаментозной терапии. Смешанные причины могут обуславливать блокирование носа, что вело к нарушению сна, сухости рта и привычному храпу. Аллергические, неаллергические и ятрогенные риниты также ведут к гипертрофии нижних носовых раковин, даже после корректного медикаментозного лечения. В случаях персистентной гипертрофии, была показана редукция тканей. В прошлом, ряд хирургических техник использовался для редукции «объёма» носовых раковин, таких как частичная конхотомия, коагуляция, криодеструкция и ножевая редукция. По нашему мнению, некоторые из них чрезмерно агрессивные, и ведут в последующем к образованию корок на слизистой, в то время как другие безуспешны и не избавляют от блокирования носовых ходов.

   Сегодня мы используем биполярную радиочастотную объёмную редукцию тканей (RaVoR) как простой и безопасный метод с минимальными побочными эффектами для пациента. При использовании RaVoR совместно с Audio FeedBack мы достигаем замечательного результата в объёмной редукции носовых раковин. Все наши пациенты с персистентной носовой блокадой подвергались полному клиническому обследованию с применением гибкой эндоскопии носа и аллергических кожных проб, если показано. Под короткой общей анестезией в носовые раковины было введено по 4-5 мл раствора для достижения небольшого отёка, что улучшало введение специально разработанного биполярного электрода. 10 ватт подавалось на 3-4 места введения (Рис.2). Послеоперационное лечение проводилось подобно как при вмешательстве на мягком нёбе. Какие-либо послеоперационные осложнения отсутствовали, мы не наблюдали образования корок.

Рис.2 Места введения биполярного электрода обозначены пунктиром и схематическое изображение мест воздействия на носовой раковине (АРТ. 70 04 62)
Места введения биполярного электрода обозначены пунктиром и схематическое изображение мест воздействия на носовой раковине
Обсуждение:

   Биполярное радиоволновое лечение мягкого нёба и нижних носовых раковин стало распространённым инструментом в общей ЛОР практике. Электроды Sutter удобны для введения под слизистую. Учитывая то, что эти электроды многоразовые, их использование очень выгодно. Исходы лечения очень удовлетворительны. Мы не отмечали никаких побочных эффектов, даже после общей анестезии. Комбинированное лечение мягкого нёба и нижних носовых раковин и мягкого нёба является комфортным методом, как для пациента, так и для хирурга. Мы можем предполагать, что разработка биполярных радиочастотных инструментов улучшат результаты лечения мягкого нёба и носовых раковин при храпе и / или СОАС средней степени тяжести без нанесения вреда окружающим тканям, что сохраняет структуры, на которые оказывается воздействие в их физиологическом состоянии.

Россия | Санкт-Петербург | пр.Стачек, д.101, к. 374 | тел.+7 (812) 67-068-08, 380-68-05